Вивальди Антонио (1678-1741) — итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог.
С 1703 по 1718 год Вивальди был преподавателем, дирижёром и руководителем концертов, директором женской консерватории «Пиета«. В Венеции Вивальди много концертировал и вновь работал в консерватории. В многогранной композиторской деятельности Вивальди основное место занимает камерная музыка и произведения, в которых скрипка выступает соло. Вивальди впервые вводит тип концерта для скрипки и оркестра, а также — для двух и четырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодичность, щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность окраски письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Его музыка относится к доклассическому стилю, в ней ещё сохранились следы старой культовой музыки.
оперы — «Роланд — мнимый безумный» (1714), «Обман, торжествующий в любви» (1725), «Аристид» (1735); оратории — «Моисей — бог фараона» (1714), 37 светских кантат для голоса с бассо-континуо, 14 кантат для голоса со струнным оркестром, «Глория и Гименей» большая кантата (1725); серенады, церковная музыка; 76 сонат; 465 концертов, в том числе 49 кончерто гроссо, 331 концерт для одного инструмента с оркестром с бассо-континуо, 38 концертов для двух инструментов с бассо-континуо, 32 концерта для трёх и более инструментов с бассо-континуо.