Шёнберг Арнольд

Шёнберг Арнольд (1874-1951)  австрийский композитор, педагог, музыкальный теоретик, дирижёр. Глава так называемой новой венской школы (по аналогии с венской классической школой 18 века), объединявшей группу композиторов-единомышленников. После окончания школы работал в банке, затем целиком посвятил себя музыке. В Берлине Шёнберг дирижировал оркестром в кабаре литераторов и преподавал композицию в консерватории Штерна. С 1903 года преподавал композицию в Вене. Тогда же Шёнберг обобщил свой педагогический опыт в книге «Учение о гармонии» (1911). С 1925 года Шёнберг профессор композиции Прусской академии искусств в Берлине. В 1933 году, с приходом к власти фашистов Шёнберг был уволен с этого поста. Шёнберг начал творческий путь в традициях немецкой музыки конца 19 века. В произведениях, созданных в конце первого десятилетия 20 века выявилось тяготение композитора к экспрессионизму. Проблема взаимоотношения слова и музыки интересовала композитора всю жизнь. Он создал цикл мелодекламаций «Лунный Пьеро» для женского голоса и инструментального ансамбля (1912). В этом произведении Шёнберг впервые применил так называемую речевую мелодию, речевой голос, речевое пение нечто среднее между свободным интонированием речи и пением. «Лунный Пьеро» кульминация атонального периода творчества Шёнберга. Шёнберг был одним из тех художников, в произведениях которого с большой остротой отразились противоречия эпохи, преломленные сквозь призму субъективного мироощущения. Стремление отгородиться от внешнего мира, забыть об ужасной действительности, проникнуть во внутренний мир человека, в тайники его души, стихию подсознания вот что доминировало в творчестве композитора. Шёнберг создатель новой техники композиции, сыгравшей колоссальную роль в искусстве 20 века, додекафонии.

Произведения:

оперы, среди них монодрама «Ожидание» (1909), «Моисей и Аарон» (текст Шёнберга, 1954, неоконч.); «Лестница Иакова» оратория для солистов, хора и оркестра (сл. Шёнберга, неоконч.), кантаты «Песни Гурре» (1911), «Уцелевший из Варша