Фуга (лат. fuga бег, бегство) форма многоголосного имитационно-полифонического произведения (обычно однотемного), основанного на последовательном вступлении всех голосов, излагающих одну и ту же тему попеременно в главной и доминантовой тональности.

Фуги сочиняются для хора и для различных инструментов (органа, фортепиано). Хоровые фуги существуют и как отдельные произведения, и как эпизоды внутри более крупных вокальных произведений: кантат, ораторий, опер (фуга из начального народного хора в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки «Кто на Русь ходил, всегда себя там губил»). Фуга может входить и в большое инструментальное произведение: симфонию, сонату, квартет (фугой завершается 31-я соната Л. Бетховена для фортепиано). Фуги существуют 2-6-голосные. Выдающиеся образцы фуги созданы И. С. Бахом, Г. Ф. Генделем, В. А. Моцартом, Ф. Шубертом, Д. С. Бортнянским, М. С. Березовским, С. И. Танеевым, А. А. Давиденко, Д. Д. Шостакович и др. См. Имитация.

Фуга
Пролистать наверх