Флейта (нем. Flote, итал. flauto, англ. flute от лат. flatus — ветер, дуновение) — деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению, известный уже античному миру.
«Предки» флейты — различного рода тростниковые дудки, и среди них — продольная флейта. При игре исполнитель держал её в вертикальном положении, подобно тому, как теперь держат гобой или кларнет. Продольная флейта была широко распространена в Европе в 15-17 вв. Для неё писали Г. Пёрселл, А. Скарлатти. Ныне она применяется при исполнении старинной музыки. Вытеснившая её поперечная флейта сначала была инструментом бродячих музыкантов. Первые упоминания о ней относят к 9 веку до н. э. (Китай). Ранние образцы этого инструмента изготавливались из дерева, поэтому и современные флейты — металлические и стеклянные — по традиции относят к группе деревянных духовых. С 18 в. поперечная флейта стала концертным инструментом. Для неё писали И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др. Решающее значение для усовершенствования инструмента имела реформа флейтиста придворной мюнхенской капеллы Теобальда Бёма (1794-1881). В ходе её Бём радикально изменил систему клапанов, отверстий, рычагов. Современная флейта представляет собой узкую длинную трубку, закрытую с одного конца, у которого находится специальное отверстие для вдувания воздуха. Во время игры при сильном напоре воздуха воздушный столб может делиться на 2, 3 и более частей; в результате этого приема игры, называемого «передуванием», образуются звуки выше обычных на октаву, и даже на две октавы. В нижнем регистре флейта звучит матово, чуть гнусаво, в среднем — певуче и насыщенно, в верхнем звучание её становится свистящим и холодным. Звукоряд хроматический. Диапазон флейты: до первой октавы — до четвёртой октавы. Существуют разновидности флейты: малая (пикколо), альтовая, басовая. Флейта используется как оркестровый, так и сольный инструмент (флейтовые сонаты И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, С. С. Прокофьева, концерты В. А. Моцарта, И. Гайдна, сюита «Арлезианка» Ж. Бизе, сюита из балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, прелюд «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси и др.).